Новости

 

Кадочников: независимая оценка знаний студентов нужна на втором курсе

Ассоциация ведущих вузов России вобласти экономики именеджмента (АВРЭМ), учредительная конференция которой состоялась всентябре этого года вНИУ ВШЭ, планирует разработать требования кпреподавателям экономических дисциплин иусилить контроль качества знаний студентов. О задачах ассоциации, овыстраивании отношений сгосударством ибизнесом, окритериях сравнения вузов винтервью РИА Новости рассказывает директор Высшей школы экономики именеджмента Уральского федерального университета Сергей Кадочников.

- Сергей Михайлович, каквы видите задачи перед ассоциацией?

- Главная задача— формирование внашем профессиональном сообществе стандартов вшироком смысле этого слова.

Но сначала самим фактом создания ассоциации мы решаем другую задачу— формирование профессионального сообщества. АВРЭМ— это сообщество внятных размеров. В поле ее работы втягиваются вузы, которые вполне могут участвовать всовременных разработках. Если этих вузов два-три, аза рамками ассоциации— тысяча остальных, то дифференциация только будет усиливаться. А если их околодвадцати, каку нас, то ситуация будет меняться.

Государственный образовательный стандарт— это минимум требований, чтобы впропасть неупасть, минимальная планка. Ассоциация делает следующий шаг: настало время задать более высокую планку.

- Как ассоциация планирует выстраивать отношения сгосударством ибизнесом?

- АВРЭМ может выступать какпартнер государства вподготовке стандартов поэкономике именеджменту, оценке уровня нетолько стандартов, нои подготовки выпускников. Формирование оценочных материалов, рейтингов— тоже задача АВРЭМ, вэтом заключается ее помощь государству.

Есть вузовские стандарты, аесть стандарты работодателей. Вузовские стандарты необязаны им соответствовать— мы неготовим человека подконкретное предприятие. У образования другие задачи— оно создает мобильность человека вмире, впрофессии. Когда мы готовим выпускника, то учитываем, что он может менять место работы. Человек дляобщества— это неработник дляпредприятия. При этом мы участвуем вразработке профессиональных стандартов.

С другой стороны, мы тоже работодатели, тоже можем создать свой профессиональный стандарт— стандарт вузовского преподавателя. И это приведет кструктурированию рынка труда, когда есть преподаватели, имеющие сертификат ассоциации. Со временем наличие сертификата может стать знаком качества, имы сможем таким образом управлять качеством преподавателей. Поскольку АВРЭМ— некоммерческая организация, мы можем создать свой профессиональный стандарт менеджеров некоммерческой организации. Это тоже поможет структурировать рынок специалистов.

- В чем заключается интерес кработе ассоциации состороны Уральского федерального университета? Какие темы длявас особенно важны?

- Высшая школа экономики именеджмента УрФУ— значимый игрок нарынке высшего образования внашей сфере. Мы заинтересованы втом, чтобы создавать иреализовывать новые стандарты.

На мой взгляд, очень важная тема— введение промежуточной независимой аттестации студентов. Нужно неоткладывать все доитоговой аттестации, когда человек уже закончил учиться, аввести независимую оценку освоения части дисциплин, например, навтором курсе. Это позволит, содной стороны, оценить состояние дел ввузе, сдругой— показать студентам, вкакой вуз они пришли икуда им, может быть, стоит уйти, если они попали нетуда. В АВРЭМ я вхожу вкомиссию, которая занимается оценкой качества истандартами. Формирование банка оценочных средств, их внедрение впроцедуру государственной аккредитации, появление промежуточных экзаменов набакалаврских программах позволит недавать аккредитацию самым плохим программам иотчислять самых плохих студентов.

Нам предстоит интересная работа поформированию дисциплин, которые составят ядро наших направлений подготовки, анализу оценочных средств, составления рейтингов вузов ифакультетов нашей профессиональной среды. Существуют рейтинги университетов вцелом, аесть рейтинги университетов ифакультетов вопределенной области. Вуз может невходить впервую десятку, например, Шанхайского рейтинга, нобыть очень уважаемым всвоей сфере. Поэтому нужны очень прицельные, профессиональные критерии дляоценки исравнения, накоторые могли бы ориентироваться руководители таких университетов ифакультетов.

- Например?

- Нельзя ориентироваться только нанаучные публикации вмеждународных журналах— нужно учитывать инаши журналы, выбрать, например, 10-20 лучших, таким образом аккумулировать внимание кэтим журналам, придать им большую значимость. Не нужно забывать ио результатах исследований, выраженных вденежной форме,— заказанных бизнесом, государством.

Есть еще такие показатели, какзарплаты преподавателей ивыпускников, доля выпускников, работающих поспециальности, оценки работодателей. Но здесь потребуется определиться сколичеством исоставом экспертов, аэто, наверное, самый непростой вопрос. Обязательно нужно учитывать международную деятельность вузов. Несмотря нато, что унас рынок труда большой, вузы недолжны забывать омеждународных ориентирах.

Подготовила Екатерина Рылько, НИУ ВШЭ, специально дляРИА Новости

www.ria.ru


Архив

ВСЕВЕД™ 20017

Реклама

При полном или частичном использовании материалов ссылка на law-study.ru обязательна.